Путешествия

Главная
Фотоальбом. Здесь вы найдёте фотографии к этим и к некоторым другим поездкам.
Фотоальбом

Иосифо-Волоколамский монастырь
Коломна
Кавказский поход и восхождение на Эльбрус

Дорога

Сам Иосифо-Волоколамский монастырь находится в деревне Теряево, что в двадцати пяти километрах от Волоколамска. Так что добираться туда лучше на машине, тогда дорога займёт часа два с половиной. Если же вы всё-таки решились поехать туда на электричке, будьте готовы, что дорога от железнодорожной станции займёт четыре часа. В этом случае надо ехать электричкой до Волоколамска (Рижское направление), от вокзала в Волоколамске надо доехать пять километров до автостанции, туда идёт много автобусов. От автостанции уже надо ждать автобуса на Теряево. Ходят они примерно один раз в час-полтора. Когда приедете в Теряево не забудьте посмотреть расписание обратных автобусов, оно написано на остановке фломастером. От автобусной остановки до монастыря пешком идти минут десять.

История

Монастырь основан в 1479 году Иосифом Волоцким. Последний пользовался поддержкой московского князя, который оказывал большую помощь в строительстве. Монастырь был одним из крупнейших хранилищ древней иконописи, шитья, рукописей. Здесь неоднократно работал известный московский художник Дионисий.

В 1484-1486 годах построен каменный собор, а с возведением в 1543-1566 годах крепостных стен завершился процесс замены деревянных сооружений каменными. В 1670-1690-е годы монастырь был основательно перестроен. Вновь созданный ансамбль счиатется одним из красивейших. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны была взорвана стройная девятиярусная колокольня, от которой уцелело лишь восьмигранное основание. Колокольня была самым высоким зданием монастыря и имела важное значение для всего ансамбля.

Описание

В настоящее время монастырь находится в очень плохом состоянии. Вклад в его облик, внесённый нынешними обитателями оставляет желать лучшего. В связи с этим, гораздо приятнее смотреть на ансамбль снаружи, чем изнутри. Так что, если вы подъехали на машине к самым воротам, настоятельный совет: сходите и посмотрите на монастырь из-за озера, оттуда открывается, пожалуй, один из лучших панорамных видов. Но внутрь зайти, безусловно, тоже стоит.

Успенский собор выстроен из кирпича в 1688-1696 годах. Собор строился под наблюдением Кондратия Мымрина. С трёх сторон он окружён крытой галереей, на потолках которого сохранились остатки фресок. Двери собора хоть и находятся в весьма запущенном состоянии, всё же поражают своим былым величием. Внутри собора находится замечательный резной иконостас - пожалуй один их самых интересных мною виденных. Собор, правда, обычно закрыт, но нам удалсь попасть туда с экскурсией, и мы не пожалели. Кроме иконостаса стоит обратить внимание на люстру, весьма необычную и, по-видимому, довольно старую.

Святые ворота сооружены в 1679 году. Во втором ярусе располагается небольшая церковь, а венчают её пять глав, расположенных на ярусах кокошников. С трёх сторон храм обнесён галереей, которая в настоящее время, к сожалению, остеклена, что очень отрицательно сказалось на облике всего здания. Полуколонны, стоящие по бокам ворот украшены изразцами.

Трапезная палата с Богоявленской церковью является одним из старейших сооружений монастыря. Интересен интерьер палат - её своды опираются на один большой центральный столб, что придаёт ей весьма солидный вид. Храм Богоявления построен в 1504 году, но с тех пор неоднократно перестраивался. К западу от трапезной в XIX веке было построено невыразительное трехэтажное здание.

Стены и башни монастыря выстрены из кирпича во второй половине XVII века. Все башни украшены высокими каменными шатрами, вдоль стен башен идут декоративные пояса с изразцами. Семь башен монастыря носят названия Никольской, Воскресенской, Петровской, Старицкой (круглой), Германовой (проездной), Кузнечной и Безымянной. Мощные стены имеют три яруса бойниц. Башни и стены монастыря обязаны своим существованием зодчим Ивану Неверову и Трофиму Игнатьеву.

Другие фотографии из монастыря можно посмотреть в фотоальбоме.

Коломна

Дорога

От Москвы следует добираться электричкой с Казанского вокзала до станции Коломна, путешествие в одну сторону займёт около двух часов. На машине надо ехать по Рязанскому шоссе - 115 км.

История

Город возник на берегу Москвы-реки у устья речки Коломенки. Коломна лишь на 30 лет младше Москвы - первое летописное упоминание относится к 1177 г. В 1306 г .Коломна вошла в состав Московского княжества. Именно в Коломне Дмитрий Донской собирал войска перед Куликовской битвой; сие событие отмечено памятной доской на кремлёвской стене. В XVI веке, точнее в 1525-1531 гг. по приказу Василия III была сооружена мощная каменная крепость, однако позднее город утратил своё военное значение и превратился просто в крупный промышленный центр.

Описание

Коломенский кремль был выстроен из кирпича с использованием белого камня. В плане он представлял собой многоугольник, вытянутый вдоль берега Москвы-реки. Вместе с Коломенкой, Москва-река защищала кремль с северной и западной сторон. С других сторон находился глубокий ров. Крепость имела семнадцать башен, в том числе четыре проездные, стены её достигали 4 м. в толщину и 24 м. в высоту. Начиная с середины XVII века крепость утратила своё военное значение и начала постепенно разрушаться. Позднее её укрепления разбирались с целью использования материала для строительства других зданий. В результате, до настоящего времени сохранились лишь два участка стены, на один из которых можно подняться, заплатив двадцать рублей, и несколько отдельно стоящих башен, в том числе Пятницкие ворота, служившие главным входом в крепость. Над аркой проезда в своё время помещались иконы, сама башня была украшена каменной скульптурой. Внутри башен сохранились деревянные перекрытия, соединённые лестницами, в том числе можно подняться и на верхушки башен. По легенде, в одной из самых мощных сохранившихся башен - Коломенской, была заточена и в 1614 году умерла Марина Мнишек. С этой легендой связано и другое наименование башни - Маринкина.

Успенский собор построен в 1672-1682 годах. Порталы снаружи украшены белокаменной резьбой, внутри находится резной иконостас, но внутрь нам попасть не удалось.

Соборная колокольня располагается рядом с собором, построена в 1692 году. Она ниже собора и увенчана восьмигранным шатром. К колокольне примыкает здание Тихвинского собора, построенного в 1776 году.

На территории кремля также находятся постройки и остатки стен Брусенского монастыря. Наибольший интерес среди них представляет Успенская церковь, построенная ещё в 1552 г. по приказу Ивана Грозного в память покорения Казани (именно в Коломне царь формировал полки для похода на Казань). Неподалёку от Пятницких ворот находится Ново-Голутвин монастырь.<\p>

Старо-Голутвин монастырь располагается рядом со стрелкой Москвы-реки и Оки. В настоящее время находится в крайне плохом состоянии, попасть внутрь нам не удалось. Сама стрелка представляет собой яркий пример того, как можно испортить, вообще говоря, красивое место. Сплошь заваленную отходами индустриального производства и другим мусором, её стоит посетить, разве что для коллекции - мол я здесь был.

Церковь Иоанна Предтечи - одно из древнейших коломенских сооружений - построена в 1360-1370-х гг. От первоначальной постройки сохранились лишь оснвания стен высотой метра в два, а то что выше - результат перестройки в XVI в. В местном музее находится белокаменный рельеф единорога, ранее находившийся на фасаде.

Кавказский поход и восхождение на Эльбрус

Идея сходить на Эльбрус возникла неожиданно. Одним прекрасным днём отец пришёл с работы и сказал, что у них повесили объявление, что все желающие могут присоединиться к восхождению, которое состоится тогда-то и тогда-то и всё в таком духе. Ну, мы конечно все загорелись. Кажется, с апреля, мы начали ходить на тренировки в Царицыно, где мы бегали и лазали по "Руине". Кто-то ходил и на другие тренировки, где-то на стадионе МГИМО.

Итак, 2-го августа наш поезд отправился с Курского вокзала. Всё 3-е число мы тряслись в поезде, играли в точки, крестики-нолики, шахматы, так что под вечер голова совсем опухла.

4-го августа рано-рано утром, по-моему часов в пять, мы прибыли на вокзал в Нальчик. Вокзал, кстати, произвёл очень приятное впечатление - чистый, аккуратный, всюду газончики и клумбы. Никаких нищих и т.д., в общем, не чета Московским. Оттуда двумя автобусами нас Лагерь Уллу-Тау перебросили в ущёлье Адыр-Су, где мы разместились в альплагере Уллу-Тау. Народ в основном жил в домиках, но мы решили в палатках - это и дешевле и ближе по духу к горному походу. Вообще выяснилось, что альпинисты ходят совсем не так, как горные туристы. Например, многие почти не берут еды на восхождения. У нас было одно отделение, которое четыре дня сидело под Эльбрусом на снегу вообще без всякой еды. Зато потом они сидят в лагере, там отъедаются в столовых, поедают арбузы и пьют пиво. Для меня было шоком, когда я увидел, как люди везут пиво ящиками - мне бы не пришло в голову взять даже бутылку.

Итак, нас всех разбили на отделения, меня и моих знакомых организовали в группу "новичков" - как людей, по большей части не имеющих никаких альпинистских разрядов и званий. Нам дали инструктора, про которого я постараюсь говорить поменьше, ибо ничего хорошего сказать не могу.

5-го августа нас повели в радиалку на пик Зимний, ок.3000 метров. Правда, нам сказали, что поведут на занятие на травянисто-осыпном склоне, а то что это на самом деле восхождение, выяснилось уже в процессе. На саму вершину нас не пустили, так как сказали, что опыта у нас слишком мало. Не знаю как опыта, но сил действительно было немного - всё-таки первый день. Меня пытались заставить идти по травянистому склону с ледорубом, и пригрозили, что если я не подчинюсь, то меня не допустят до следующего занятия и мне не дадут значок альпиниста. Я ответил что-то вроде того, что я в гробу видал значок альпиниста, а на меня обиделись - мол а чего я вообще сюда припёрся, если мне не нужен значок альпиниста. Больше не поеду в альплагерь.

6-го августа. Первая половина дня прошла в полном безделье, а во второй нас повели на занятие по вязанию узлов и лазанью с верёвками с попеременной страховкой. На этом занятии я был признан нашим инструктором самым недисциплинированным членом группы. Это было ошибкой, ибо я воспринял это как карт-бланш на дальнейшее нарушение дисциплины. После этого я с чистой совестью игнорировал любые команды, если они мне не нравились. К счастью, маршрут был не очень сложным, что позволяло мне так себя вести без риска для чьей-либо жизни.

7-го августа. Первую половину дня мы бездельничали, после обеда отправились на Чегетские Наш лагерь на Чегетских ночёвках ночёвки, откуда по плану у нас должно было быть восхождение на вершину Гумачи (ок. 4000 м) с предварительными ледовыми и снежными занятиями. Поднимались в основном по осыпи, довольно долго. Наверху дул сильный ветер, долго ставили палатку - пришлось таскать очень большие камни. К счастью, в этот день не было дождя. Вообще, надо сказать, что хотя дождей было много, все восхождения и почти все переходы погода была хорошей. Дождь лил только тогда, когда мы сидели в лагере.

8-го августа. Нас повели на ледовые занятия. Там меня научили зарубаться ледорубом в случае срыва, лазать в кошках по крутым ледовым стенкам и, пожалуй, всё. Примерно через пять часов занятий, я понял, что я голоден, я уже два часа стою и держу конец верёвки, пока шесть человек безуспешно пытаются повесить её сверху. Пока я стоял, у меня на глазах поели два отделения, и я никак не мог дождаться, когда же и мы, наконец, поедим. И когда мы всё-таки поели, я решил, что дальше мне здесь находиться не имеет смысла, и свалил обратно в лагерь. Пока я стоял на леднике, мне дважды довелось наблюдать фантастическое зрелище - огромные глыбы льда срывались из соседнего кулуара и падали вниз, разлетаясь на тысячи и тысячи мелких кусочков. Очень красиво, хотя обратно идти под этим кулуаром было немного страшновато.

9-е августа. Шёл дождь, и по нашему настоятельному требованию занятие отменили. Хотя наш инструктор и считал его абсолютно необходимым, мы не видели смысла торчать целый день на снегу под дождём, и отказались наотрез. Играли в шахматы, сушились - ночью шёл сильный ливень с очень сильным ветром, и наша палатка не выдержала такого сочетания. Мы с Димкой ещё ничего, а вот бедный Валерий Михайлович промок совсем.

10-е августа. Восхождение на Гумачи. На шесть утра был назначен выход. Конечно, в шесть мы Группа уходит вперёд на Гумачи не вышли, вышли в семь и первым делом заблудились в ледопаде, который нам надо было пересекать. Мы его проходили часа три, без конца вешая верёвки и вкручивая ледобуры. Отец там свалился в трещину, к счастью почти не ушибся, но мы с ним остались на ближайшей осыпи, остальные пошли дальше без нас. Впрочем, как выяснилось потом, ушли они недалеко, а долго бродили вдоль бергшрунда в паре сотен метров повыше. Оттуда их снял наш главный начальник, который в своё время покорил Эверест. Обратно мы вернулись довольно подавленные.

11-е августа. Спустились обратно в лагерь Уллу-Тау, вторую половину дня отдыхали.

12-е августа. Отдыхали. Решили, что пойдём на вершину Тютю, но не с нашим инструктором, а с другим. Немного прогулялись по долине, а вечерком сбегали в радиалку в строну Райских ночёвок - туда, куда мы должны были идти на следующий день.

13-е августа. Вышли из лагеря в сторону Райских ночёвок. Большая часть дороги там несложная, пологий подъём по хорошей тропе. Кстати, тропа проходила по ущелью, по которому в 1983 году сошёл очень мощный сель. Он навалил кучу огромных валунов, снёс весь лес, а в самом низу уничтожил альплагерь Джайлак, руины которого ещё можно видеть среди камней. Пейзаж немного лунный.

Перед самыми Райскими ночёвками нужно преодолеть очень крутой, примерно двухсотметровый подъём. Вот его мы шли очень долго и там здорово выдохлись. На Райских ночёвках мы пообедали и пошли дальше - до плеча Шагенцукова, где у нас была запланирована ночёвка. Там у меня случилась небольшая горная болезни (это от недостатка кислорода на большой высоте), но под вечер она прошла.

14-е августа. На следующее утро я был свеж и бодр и полностью готов к восхождению на Тютю. Вид на Эльбрус с перевала Коленкол Восхождение прошло без эксцессов, правда, в одном месте мы зачем-то полезли в лоб по леднику вместо того, чтобы обойти его сбоку по осыпи. Примерно к восходу солнца мы уже вышли на перевал Коленкол, откуда я впервые увидел Эльбрус.

Погода стояла отличная, на самой вершине не было ни дуновенья ветра - ситуация крайне редкая, обычно ветер прямо свистит в ушах и на самой вершине находиться довольно трудно. Правда, перистые облачка говорили о том, что погода может испортиться, и мы поспешили свалить вниз к лагерю.

15-е августа. Отдыхали, готовились к предстоящему отъезду на Эльбрус.

16-е августа. Автобусом доехали до канатной дороги на Эльбрус. Внизу у канатки поели Остатки приюта Одиннадцати шашлычков, а потом отправились наверх. Три очереди канатной дороги довозят примерно до высоты 3800 метров. После этого мы пешочком дотопали до "приюта Одиннадцати", вернее, того, что от него осталось после пожара. Наши рюкзаки подбросили на ретраке - это такой специальный трактор для езды по снежным склонам. Поставили палатки, дул сильный ветер и шёл снежок. Ужин готовили в предбаннике палатки, так как на улице было слишком холодно и ветрено, а кухонную палатку ставить было негде, да и не хотелось. Воду топили из снега.

17-е августа. Очень хорошо позавтракали оставшейся с вечера гречкой с молоком. Нас было меньше, чем планировалось, поэтому еда оставалась. В следующие дни мы делали точно также, оказалось очень удобно, не надо было ничего варить с утра. Потом пошли в радиальный выход на скалы Пастухова, высота примерно 4600 метров. Это оказалось совсем недалеко, мы дошли туда за два часа. Оттуда почти ничего не было видно, был сплошной туман. Внизу под вечер туман немного развеялся, и мы почувствовали себя в самолёте - где-то далеко внизу виднеются заснеженные горные пики, укутанные облаками. Очень красиво.

Нашли воду, оказалось, что её можно брать из лунки, прорытой чуть ниже нашей палатки. Откуда там бралась вода, и почему она не замерзала мы не выяснили, но она там была. Правда, в последнее утро она всё же замёрзла.

18-е августа. На этот день было запланировано восхождение на Эльбрус. Мы проснулись в три часа и поняли, что идёт сильный снег. Сначала восхождение перенесли на час, а потом и вовсе отменили. К счастью, у нас был запасной день, и мы сидели и ждали, как говорится, у гор погоды. Опять играли в шахматы, когда я вечером ложился спать, мне в полусне долго чудились всевозможные шахматные комбинации.

19-е августа. Мы проснулись опять в три часа и первым делом выяснили, что погода хорошая. Быстро позавтракали, оделись, собрались и в 4:20 вышли в сторону вершины. Погода действительно стояла отличная - ярко светили звёзды и почти не было ветра.

Когда мы дошли до скал Пастухова уже взошло Солнце. К этому времени у меня уже сильно замёрзли ноги, несмотря на термоноски. Все одели кошки, но я решил не одевать, так как в кошках ещё Панорама с седловины Эльбруса холоднее. Зато совсем не было облаков, и нашим взорам предстал потрясающий вид на озарённые только-только поднявшимся над горизонтом Солнцем. Я до сих пор жалею, что не сфотографировал - уж очень было холодно, да и не до того. Потом мы часа три шли круто вверх до седловины, к седловине я почувствовал себя сильно уставшим. Я сидел там мрачный, но когда пошли дальше к вершине быстро разошёлся. Я прикидывал, по описаниям других людей, что от седловины до вершины часа три ходу, но мы поднялись чуть больше чем за полтора. Уже в одиннадцать часов мы стояли на западной вершине Эльбруса. Высота над уровнем моря - 5642 м.

Спускались бодро и весело, у меня отогрелись ноги, а чуть ниже седловины нас угостили пивом. Вниз пришли уставшие, но довольные.

Надо честно сказать, что вид с западной вершины не очень вдохновлял - почти всё закрыто какими-то отрогами. Возможно, что с восточной вершины вид интереснее, но идти туда у нас уже не было сил.

20-е августа. Спустились вниз к станции канатной дороги. Чрезвычайно любопытно: только что, буквально два часа назад мы стояли по уши в снегу, ходили в пуховках и шапках, не умывались и не мыли посуду - уж очень холодно - а тут все ходят в футболках, едят шашлыки, вокруг лес, куча народу и магазины со сникерсами. В Терсколе оказалась круглосуточная почта и я позвонил оттуда Верке. Отъелись шашлыками и арбузами.

21-е августа. Уехали из Терскола в Нальчик, не без проблем - водитель долго отказывался нас везти. В Нальчике у нас было часа четыре до поезда, и мы пошли погулять. Там нас задержала милиция, видимо, как лиц некавказской национальности, и довольно долго шпыняла, но всё-таки отпустила. На поезд сели без проблем.

22-е августа. Опять целый день играли. Опять опухла голова.

23-е августа. Ну вот мы и дома. Как всегда и радостно, и немного грустно, что позади остались прекрасные горы, а впереди нас ждут серые будни. Что ж, такова жизнь.

Другие фотографии можно посмотреть здесь